Руководитель – это тот человек в компании, от которого во многом зависят ее конечные результаты деятельности. Руководитель – это капитан корабля, задача которого доставить судно в место назначения, с заданным уровнем эффективности, соблюдая сроки и технические требования, а также отвечая за жизнь каждого из его пассажиров. Данная аналогия проведена не зря, так как у руководителя компании похожие задачи.
Следует понимать, что в реальных условиях функционирования бизнеса возникает такое множество возможностей и угроз, как внутренних, так и внешних, что руководителям порой следует молниеносно принимать решения, с тем информационным обеспечением, которое по факту существует. В этой связи руководитель должен обладать высоким уровнем компетентности, дабы выполнять свое предназначение на должном уровне качества.
Но, управление такая штука, что в ней «без 100 грамм не разберешься», поэтому руководители на практике склонны совершать ошибки. Особенно это актуально для бизнес пространства постсоветских государств, где наука «менеджмент» находилась под долгим запретом. В связи, с чем в данной статье мы рассмотрим 10 наиболее распространенных ошибок руководителей, с целью их предотвращения в вашей управленческой практике.
Ошибка № 1. Забыть, что я руководитель
Данную ошибку, наиболее часто совершают именно вновь испеченные руководители, которые еще не накопили достаточно опыта и/или знаний во всех сферах управленческой деятельности. Она проявляется в том, что руководитель склонен больше выполнять самостоятельно работу за своих подчиненных, чем научится делегировать и управлять персоналом в целом.
Итогом является нехватка времени, переутомление, а главное такие действия подрывают авторитет любого руководителя.
Ошибка № 2. Назначение нечетких целей
Руководитель назначает нечеткие цели, постановка задачи подчиненным является слабо понятной как по содержанию, так и по срокам и ресурсному обеспечению ее выполнения.
Итогом является хаос. Обратившись к басне Крылова «Лебедь, рак и щука», то можно в красках представить цену данной ошибки.
Ошибка № 3. Неверно выбранный механизм достижения цели
В отсутствии оптимального механизма достижения цели возникает ситуация, в которой каждый сотрудник начинает прибегать к личному творчеству в рамках достижения поставленной ему цели, базируясь сугубо на своем представлении и личном опыте, что в итоге приводит к существенному отклонению между фактом и планом.
Ошибка № 4. Упущение из виду ключевых факторов влияния
Часто складывается ситуация, когда руководитель не оценил или недооценил значимость тех или иных факторов внутренней и внешней среды. Например, отнес к разряду мелочей небольшие изменения конъюнктуры рынка, которые по факту были сигналом начала кардинальных изменений.
Итогом является недополученные прибыли или полное ее отсутствие, нередко уходящее в отрицательную плоскость.
Ошибка № 5. Увлечение процессом планирования
Руководитель увлекается как стратегическим, так и оперативным планированием: разрабатываются планы, формы отчетности и другие документы, которые в скором времени настолько бюрократизируют каждый шаг в компании, что в итоге основная деятельность компании превращается в непрерывный процесс планирования.
Ошибка № 6. Чрезмерная регламентация или их отсутствие.
Две крайности одного вопроса: или чрезмерная регламентация деятельности – когда каждый шаг регламентируется определенным положением, документом, или же слабая регламентация деятельности или полное отсутствие регламентов, что приводит к безответственности и халатности.
Итогом является низкий уровень управляемости компании, а соответственно достижения целей ее функционирования.
Ошибка № 7. Система мотивации – ради системы мотивации
Руководитель создает такую систему мотивации, которая слабо связана с целями и задачами, а также истинными мотивами каждого сотрудника.
Итогом является неудовлетворенность сотрудников, низкий уровень благоприятности внутренней среды и высокий % невыполнения плана.
Ошибка № 8. Стрельба из пушки по воробьям
Принятие управленческих решений, без глубокого понимания и учета истинного состояния компании. Например, внедрение непринципиальных инноваций, когда у компании неустойчивое состояние, что приводит к кризисным явлениям со слабо управляемыми процессами. Всему должно быть как свое место, так и свое время.
Итог стрельбы из пушки по воробьям – очевиден.
Ошибка № 9. Ненадлежащий контроль
Руководитель слабо контролирует исполнение поручения на всех этапах контроля, при этом, не выстраивая саму систему контроля.
Итогом является то, что в самый ответственный момент оказывается, что проект не готов, продукция не отгружена и т.п. Последствия можно представить.
Ошибка № 10. Не отслеживание уровня благоприятности внутренней среды.
Руководитель относит благоприятность внутренней среды к разряду мелочей. Атмосфера, в которой работает коллектив, что в нем происходит – это неважно по умолчанию.
Итогом является разрозненный коллектив, низкий уровень мотивации, неожиданные увольнения, что в итоге негативно сказывается как финансовых результатах компании
Управление – это искусство, которому следует учиться всю жизнь. Истинный руководитель стремится ежедневно улучшать в себе управленческие навыки, так как понимает всю необходимость и значимость своей профессии.
Опасно не то, что руководитель совершает ошибки – опасно то, что он допускает их повторения!
Друзья, для тех, кто намерен не только предотвращать управленческие ошибки в своей практике, а и стремительно расти, как руководитель рекомендуем посетить:
»»» Тренинг для руководителей «««
© Алексей Гагаринов "10 наиболее распространенных ошибок руководителя "