Бесплатная книга по переговорам >>>

Деловой этикет: основные правила обращения

Огромное значение в общении играет способ обращения к своему собеседнику. Способы обращения разделяют на несколько типов:

  • Официальный. При таком обращении допустимо называть своего собеседника «гражданин», «товарищ», по фамилии, имени или отчеству.
  • Интимный. В этом типе используются обращения типа «дорогой, Антон», «милая Арина».
  • Шуточный. Обычно используется детское прозвище.
  • Доверительный. Фразы вроде «уважаемые коллеги», «друзья».

 

Выбор типа обращения в основном зависит от конкретных обстоятельств, но в первую очередь принимается во внимание в каких отношениях Вы находитесь с собеседником, насколько хорошо Вы знакомы с данным человеком. Обращение на «Вы» априори свидетельствует Вашу собственную культуру общения, как и нескрываемое уважение к собеседнику. Это, по сути, является вежливым местоимением и чаще всего употребляется в разговоре с незнакомым или малознакомым человеком, а так же в официальной обстановке. Если хотите показать, что Вы действительно правильно воспитаны, то лучше всего пользоваться такой формой обращения во всех ситуациях независимо от того, с кем Вы общаетесь. Это может быть как Ваш начальник, так и подчиненный, человек, который младше Вас или намного старше, мужчина ли или женщина. Уважительно нужно обращаться ко всем.

Такое обращение никак не может Вас унизать даже при разговоре с неприятным Вам человеком, соперником, а то и откровенным врагом. 

С давних пор поспешная фамильярность вызывает лишь негативные эмоции, как и излишняя назойливость. В наше время почти ничего не изменилось, поэтому крайне не рекомендуется спешить с переходом на «ты» в разговоре с новым знакомым. Такое обращение можно использовать без тени смущения в беседе с близкими людьми или хорошо знакомым Вам человеком и прежде всего в неофициальной обстановке.

Не существует жестких и универсальных правил перехода к обращению на «ты» и это может зависеть от великого множества факторов. Инициатива в переходе к обращению на «ты» должна принадлежать женщине или старшему по возрасту.

По отношению к незнакомому человеку лучше всего обращаться официально: «гражданин», «молодой человек», «девушка», «господин». В настоящее время не существует какой-либо устоявшейся формы обращения, так что некоторые из этих слов могут быть не вполне уместными и поэтому можно воспользоваться другими способами привлечь внимание: «извините…»,  «будьте любезны…»,  «позвольте…».

Ни в коем случае не нужно спешить превращать новоиспеченное знакомство в дружбу. Собеседнику это может показаться слишком назойливым.

Визитные карточки могут сильно помочь Вам в избегании всякого рода недоразумений в разговоре с новым человеком. За рубежом визитки очень распространены, а их размер и шрифт никак не регламентируется строгими правилами.

Когда Вы вручаете кому-либо визитную карточку, Вы как бы показываете свое стремление поддерживать деловые с ним контакты в будущем, какими бы они не были. 


Также читайте статьи по деловому этикету:

Деловой этикет: правила знакомства и представления 

Имидж и внешний вид как оружие успеха в деловой среде  

Кроме того, чрезвычайно полезный навык - ораторское искусство. Это умение, которому можно и нужно учиться, как правило, харизматичные собеседники легко удерживают аудиторию, у них не возникает сложностей в общении, что особенно важно в ведении деловых переговоров. Подробнее об этом - в этой статье Ораторское искусство 

©  Ефремов Сергей "Деловой этикет: основные правила обращения"

Теги:
деловой этикет
личная эффективность